Колосова И.А.
Проблема участия женщин в жизни Церкви и особенно в различных видах церковного служения была поставлена уже в самом начале экуменического движения на учредительном конгрессе Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 году, где возникли серьёзные разногласия по этому поводу. Этот вопрос обсуждался в секции ВСЦ «Сотрудничество мужчин и женщин в семье, обществе и церкви» теоретически. А уже резолюция ассамблеи ВСЦ 1968 года рекомендует изучение проблемы с учётом «опыта всевозрастающего числа церквей, которые допускают пастырство женщин»1.
К концу 20-го века оформляется противостояние внутри ВСЦ в вопросе женской ординации между протестантами и православными. Крещение, евхаристия, ординация женщин рассматриваются в ВСЦ комиссией «Веры и Церковного устройства». Православные считают себя выразителями Вселенского Предания, поэтому женское или гомосексуальное рукоположение, интеркоммунион - всё это вопросы, где православные отказываются разделять точку зрения большинства, и невозможность не участвовать в решении этих вопросов ставит их на грань выхода из состава действующих членов ВСЦ2. Стремления к священству часто удивляют православных. Это признак клерикаризма и непонимания универсального священства, считают они, которое состоит в духовном приношении своих помыслов и деятельности Отцу через участие в Жертве, которую принёс Ему Сын. Возможно поэтому проблема рукоположения женщин в православной церкви не столь актуальна. Более актуальным является вопрос о восстановлении женского диаконата, который существовал в первых веках христианства. Существуют чины рукоположения в диакониссы. Например, в Сирии в 3 веке, как об этом повествуют Апостольские наставления. В эпоху расцвета женского диаконата (4-5 век) рукоположение включало в себя и благословение (cheirothesis, хиротесия), и ординацию (cheirotonia, хиротония)3. Феминистские богословы ортодоксальной церкви разрознены и больше участвуют в экуменическом международном движении, нежели отстаивают свои позиции внутри церкви.
Римско-католическая церковь, являясь наблюдателем в ВСЦ, фактически присоединяется в своей позиции к противникам женской ординации. Но внутри самой католической церкви формируется и зреет активное феминистское движение, которое активно поддерживает интеррелигиозный диалог, создаёт новые виды женской литургии, Женской церкви, феминистской эгзегезы Библии. Католические женщины-теологи имеют возможность проводить свои взгляды в академических кругах, феминистская теология преподаётся в католических, протестантстких высших учебных заведениях4. Существует более 20 свидетельств рукоположения женщин-католичек по всему миру как в сан священника, так и в сан епископа. Наиболее известный случай за последнее время - в Австрии в июне 2002 года, после чего последовал изданный Конгрегацией Доктрины Веры декрет об отлучении от церкви участвующих.
У протестантов экуменические тезисы о равных правах женщин и мужчин в Церкви исследуются в контексте поиска единства человечества. Протестантами подчёркивается равенство социальных отношений во Христе, преодоление ограниченных культурных ролей и религиозных законов как следствие бытия в теле Христа. В обращении к Богу мужчины и женщины – равные партнёры. Женщины и мужчины одинаково духовно одарены. Равенство в различиях. Язык о Боге являет напряжённость между божественным и человеческим выражением. Поэтому возможно сосуществование традиционных направлений теологии, теалогии, вуманистской теологии, экотеологии, теологии тела и т.д5.
В развитых индустриальных странах продолжает увеличиваться количество женщин – священников и во многих странах официально одобрен женский епископат. Всемирный Совет Церквей в своём протестантском большинстве одобряет и поддерживает борьбу женщин за права в Церкви.
1 Элизабет Бер-Сижель. Служение женщины в церкви. М.; 2002, 153.