Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова
Философский факультет
Отделение религиоведения
Кафедра философии и религиоведения
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ФЕМИНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ КОНЦА 20-ГО ВЕКА
В ПОИСКАХ МЕТОДОЛОГИИ
Студентка 5-го курса
Колосова И. А.
Научный руководитель
к.ф.н. Рязанова Е.В.
Москва 2001 г.
ПЛАН
Введение ………………………………………………………. 3
I глава. История вопроса ……………………………………….. 6
II глава. Феминистская библейская экзегетика ……………… 24
III глава. Символика женской теологии ………………………. 31
IV глава. Научно –критический метод С. Хейне ………………39
Заключение …………………………………………………… ..54
Библиография …………………………………………………..56
Введение.
Женская христианская теология сложилась в развитых индустриальных странах в рамках феминистического движения в середине 20-го века. «Черная» и латиноамериканская женская теология оформились в русле национально-освободительных движений этих стран и теологии освобождения. В пост-советских странах и России женская теология находится на этапе становления, и в связи с этой спецификой в данной работе рассматриваться не будет.
Христианская феминистическая теология стремится модернизировать христианство, сделать его адекватным современному опыту женщин. Решая эту задачу, феминистические теологи, во-первых, исследуют андроцентризм христианства, во-вторых, предлагают собственное решение традиционных теологических проблем.
Феминистическая теология часто подвергается критике как тенденциозная и идеологизированная, эпатирующая публику нестандартным решением проблем христологии и мариологии, толкования образа Бога и др. Однако, нельзя не отметить влияния феминистского направления на теологические исследования в Америке, Германии и др. центрах теологической мысли. Многие философы, специалисты по этике, теологи не только изменили под ее влиянием образ мысли, но и переключились на разработку сугубо феминистических проблем. В данной работе будут рассмотрены труды известнейших женщин-теологов феминистического направления, опубликованные на английском языке.
Степень значимости феминистической теологии в современном мире не соответствует на наш взгляд степени изучения данной проблематики в отечественном религиоведении. Исследованием феминистической теологии занималась Т.И. Благова (см.: Благова Т.И. Феминистская теология и религиозный модернизм// Научный коммунизм. 1987. №2) и А.А. Сазоненко. Нашу работу отличает от вышеуказанных конкретизация предмета исследования, а именно: методологии феминистической теологии, а также использование и обобщение первоисточников за последние десять лет. Это позволяет рассмотреть феминистическую теологию в развитии. Изучение феминистической теологии на Западе также началось в шестидесятые годы. На сегодняшний день данный термин входит в большинство авторитетных теологических религиоведческих словарей и энциклопедий, а в учебниках по современной теологии содержатся обобщающие статьи по данной проблематике.
Достигнутые результаты и нерешенные проблемы в изучении феминистической теологии определили основную цель данной работы: исследовать наиболее важные проблемы методологии феминистической теологии и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить социальные и теоретические предпосылки феминистической теологии и раскрыть преемственность женской теологии и идей феминизма с точки зрения решения методологических проблем.
2. Исследовать феминистическую трактовку некоторых основных теологических проблем, таких, как библейская экзегетика и христианский символизм.
3. Рассмотреть методологию христианского феминизма в определенных аспектах:
- влияние методов христианских теологов-мужчин на женскую теологию;
- определение специфики метода теологии освобождения, «черной» и латиноамериканской теологии;
- определение новых подходов в методологии женской теологии в конце 20-го века.
Раскрытие содержания и расположения теоретического материала и фактов реализуется с помощью следующих религиоведческие принципов, по главам…