Колосова И.А.

Религия в гендерном измерении

На протяжении тысячелетий религия играла существенную роль в мировом общественном развитии. Значительное влияние мировых и национальных религий на воспроизводство духовной сферы человечества сохраняется и сегодня. Но развивающийся процесс секуляризации общества способствует возникновению напряжения между теми, кто верит в Традицию и отстаивает Предание (ортодоксы), теми, кто пытается реформировать религиозные институции внутри самих институций (реформаторы) и теми, кто стремится изменить саму сущность религии (революционеры).

Гендерология рассматривает религию в ее отношении к полоролевой дифференциации общества. Религия выступает одной из культурных практик, которая трансформирует биологический пол, в культурные конструкты «мужественности» и «женственности». И они для адептов религиозного сознания наделяются значением сакральности, непогрешимости. В этом смысле, религиозные институты оформляют неравномерное распределение властных ресурсов между полами и способствуют их удержанию в системе властных отношений и социальной иерархии.

Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве

Предметом феминистской теологии является категория Женского в поле религии, духовных практик и ритуалов. Она изучает гендерные стереотипы, гендерные идеалы, гендерную иерархию социальных ролей, представленные в дискурсе традиционных вероучений и религиозной философии. Ее целью является деконструкция гендерного неравенства в фокусе религий с позиций феминистской критики и теории власти. Методология феминистской теологии базируется на современных концепциях постструктурализма, постлакановского психоанализа, “археологии власти”, лингвистической критике значений и ревизии классических источников в целом.

Феминистская теология зародилась в 60-х годах, в академических кругах еврейского и христианского толка. Ранние теологи-феминистки, идентифицируя опыт «женщины» как отличный от опыта «мужчины», исследовали пределы мужского богословия и возможность его расширения в женской перспективе. В тоже время черные и латиноамериканские теологи критиковали богословие из «белой» перспективы. Что касается афро-американских женщин, то с их точки зрения они имеют тройную опасность притеснения: расы, класса и пола. Говорящие по-испански женщины также не разделяют наследие западного христианского просвещения. Лесбийские теологи претендуют на создание новой, воспевающей тело, теологии. Это богатое разнообразие голосов вынуждает признать, что нет универсального образа «женщины». Есть разнообразный женский опыт, формирующий новые женские идентичности. Представление о том, что часть женщин (например, белых, относящихся к среднему классу) не могут экстраполировать свой опыт на опыт женщин других классов и рас, утверждает принцип равенства в различиях, сакральное доверие к инаковости.

Реинтерпретация основных христианских символов и доктрин, восстановление «истиной» природы церкви и развитие феминистской этики – три основные темы в западноевропейской и американской теологии. Обозначим некоторые имена и оригинальные идеи.

Второй Ватиканский собор способствовал развитию католической феминистской теологии. Розмари Рушэр (Rosemary Radfort Ruether) посвятила свои работы экотеологии, новому женскому пониманию Бога как гендерно нейтрального, исследовала язык Божественного начала в женской перспективе. Элизабет Шусслер-Фиоренца (Elizabeth Schussler-Fiorenza) одна из первых ввела категорию политического в изучение Библии, предложив «герменевтику подозрения». В католической церкви разрабатываются новые виды литургии в Женской церкви, набирает силу мировое движение за восстановление института диаконисс и женскую ординацию. Засвидетельствованы более 20 рукоположений женщин-католичек по всему миру, как в сан священника, так и в сан епископа. Афроамериканская писательница Аудр Лорд опубликовала женскую Библию для цветных женщин. С ее точки зрения только сама черная женщина может рассказать о том, какую роль она играет в системе «черного патриархата». Алиса Уолкер ввела термин «вуманизм» по аналогии с феминизмом для обозначения этноспецифических исследований.

«Революционная» феминистская теология, видными представительницами которой являются Карол Крайст (Carol Christ), Мэри Дэйли (Mary Daly), характеризуется отказом от конфессиональной ориентации, отвергает иудаистские и христианские Писания как идейный источник патриархального угнетения женщины, и, обращаясь к традициям древнего или восточного почитания богинь, выдвинули идею создания собственной «феминистской религии». Наоми Голденберг (Naomy Goldenberg) называет это направление «теАлогией», то есть «учением о Богине». Дискурс о «феминистской религии» называют еще «феминистской спиритуальностью». Здесь значимы понятия «Космический Универсум», «Природная Духовность», «Целостность», «Единобытие», «Экосознание». Теология этого типа отстаивает позиции гинеоцентризма (gineo – греч. женщина) в антропологии и теологии, которые предстают апологией женских уникальных талантов и способностей.

Спиритуалистический экофеминизм соединяет сконцентрированные вокруг женщин ценности (материнство, воспитание, забота) и прославление женских тел. Женская телесность привносится в космологию, которая стремится идентифицировать и соотнести мужские и женские силы. Трансцендентному Богу противостоит имманентная Богиня. Спиритуалистический экофеминизм черпает вдохновение из предыстории человечества и из сохранившихся племенных религий, в особенности, из религиозных верований народов Америки, Австралии и Новой Зеландии…

…Скачать

Обо мне

Моя творческая автобиография.Раннее детство мне посчастливилось провести в большой традиционной семье. Мой дед, полковник советских войск…

Арт вояж

Путешествия по антикварным рынкам с
М.Е. Перченко - вице-президентом ассоциации международных антикваров. Париж-Брюссель-Брюгге.